• 1 ШАГ ВПЕРЕД ЭТО:
    Личностный и профессиональный рост
  • 2 ШАГ ВПЕРЕД ЭТО:
    Обмены опытом
  • 3 ШАГ ВПЕРЕД ЭТО:
    Уверенность в своих силах!
  • 4 ШАГ ВПЕРЕД ЭТО:
    Новые бизнес-партнеры
  • 5 ШАГ ВПЕРЕД ЭТО:
    Новые форматы переговоров
  • 6 ШАГ ВПЕРЕД ЭТО:
    Профессиональные бизнес-консультации
   
   
   
 

ВАССАЛ МОЕГО ВАССАЛА

Ефим Чеботарев

Сколько же веков прошло с тех пор, как этим тезисом прижимали феодалов Европы? Причем не мелочь какую-то, а наоборот – крупнячку доставалось. Мол, защита руководителей среднего звена от произвола топ-менеджмента с одной стороны, и защита топ-менеджмента от их же головотяпства с другой…

Пример сегодняшнего дня: руководитель («первый») ставит задачу менеджеру среднего звена («второму»). Он, как нормальный управленец, делегирует часть ее исполнения «третьему». А тот, закрутившись, ее не исполняет. Зато потом, в доверительной беседе излагает веские причины неисполнения «первому». Через голову «второго». В итоге всей этой Санта-Барбары «первый» звонит «второму» и зовет его на ковер. Предаться страсти, видимо.

В таком случае у руководителя среднего звена возникает три простых вопроса. Первый: перед кем это мой подчиненный отчитывается? Второй: кто тогда ставит этому подчиненному задачи и на кого тот в действительности работает? И третий: а зачем тогда здесь Я!?

Ведь в этом случае «второй» (менеджер среднего звена) выступает просто в качестве гонца: передает своим подчиненным волю «первого», рассказывает тому о реакциях «третьих» и вновь несет очередную порцию ЦУ. Информационная прослойка такая, call-центр корпоративный, понимаешь: ни авторитета, ни возможности влиять на процессы, ни ответственности, собственно говоря…

Знакомо? Да! А как быть?

И тут по Жванецкому: «Вот-вот-вот!!!»

Какие вообще есть варианты:

Первый – прийти «второму» на ковер, посыпать голову пеплом и заверить в том, что все будет исправлено. И обязательно наказать при этом «третьего» (чаще всего именно так и поступают, кстати). Но такой подход демонстрирует чисто исполнительскую позицию и системно вопрос не решает. Ну, накажете вы подчиненного… а кто гарантирует, что он не заручился поддержкой «первого», да так, что «второй» сам же за свои же шанюжки и получит… Да и другого «третьего» это не остановит.

Вариант следующий – взять к шефу «третьего» и там, когда он уже не сможет отолгаться…

Тоже слабый вариант. Во-первых, мы поднимаем «третьего» до своего уровня и в его глазах и в глазах шефа, а во-вторых, шеф при оценке ситуации будет руководствоваться уже мнением, сформированным при помощи «третьего». И тогда все наши объяснения автоматически превращаются, превращаются… в оправдания. Изрядный удар по нашему авторитету, однако.

И опять же: проблема не только и не столько в том, что задача не выполнена. А в том, что ИЕРАРХИЯ НАРУШАЕТСЯ. И нарушает е кто? «Третий»?

Неправильно! нарушает ее «ПЕРВЫЙ». Ведь «третьи» всегда стремятся вверх, но попадают к «первому» только в том случае, если он их к себе допускает. А остальное лишь логическое следствие…

Вот к примеру опыт г-на Белильцева (мастер ТРИЗ, основатель ТСМ и прочая и прочая...).

Владимир Константинович рассказывает об этом так: в бытность руководства каким-то отделом он получил звонок из управления от своего непосредственного руководителя. Патрон грозным голосом пригласил его на завтреутренний разбор полетов, так как узнал о неисполнении задачи, которая очень важна для управления. Причем узнал от одного из подчиненных Белильцева.

А на часах двенадцать и еще полдня впереди, полный простор для действий. И тут – звонок: «Валерий Константинович, нужна Ваша подпись…». Белильцев в ответ: «Обращайтесь к шефу в управление». А потом другой подчиненный: «Валерий Константинович, примите решение по вопросу…» Ответ аналогичен: «К шефу в управление!». И третий сотрудник: «А как бы нам…». Реакция та же: «ВСЕ в управление!» По координатам патрона, конечно.

Через три часа звонок из управления. Патрон: «Белильцев! Что у Вас происходит, в конце концов? Почему все Ваши подчиненные лезут ко мне?!! Решайте САМИ вопросы Ваших сотрудников!!!»

В итоге Валерий Константинович свой законный нагоняй, конечно, получил. Но за что? За то, что не проконтролировал. А патрон при этом опирался на точку зрения чью? На точку зрения Белильцева.

НО главное, ФОРМАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ ВЫРОВНЕНА! При этом авторитет Валерия Константиновича взлетел до небес, а подчиненные упрочились в любви и безоговорочном доверии к действительно сильному решателю.

Правда, чтобы поступать подобным образом, нужно быть уверенным в своей ценности для Компании. Уверенным абсолютно и в ценности исключительной. Ведь в глазах «первых» вассалом больше, вассалом меньше – вопрос может быть не принципиальным. В отличие от самого корпоративного феодала. Поэтому процесс согласования вассалитета можно (а зачастую и нужно) упаковывать в более мягкую форму. Успехов в чем вам, собственно, и желаю 

Визитная карточка Ефима | Темы семинаров Ефима | Видео с Ефимом