• 1 ШАГ ВПЕРЕД ЭТО:
    Личностный и профессиональный рост
  • 2 ШАГ ВПЕРЕД ЭТО:
    Обмены опытом
  • 3 ШАГ ВПЕРЕД ЭТО:
    Уверенность в своих силах!
  • 4 ШАГ ВПЕРЕД ЭТО:
    Новые бизнес-партнеры
  • 5 ШАГ ВПЕРЕД ЭТО:
    Новые форматы переговоров
  • 6 ШАГ ВПЕРЕД ЭТО:
    Профессиональные бизнес-консультации
   
   
   
 

Время стратегов

Марина Киянова

Услуги по разработке стратегии фирмы стали востребованы российском рынке бизнес-консалтинга только в последнее время. О том, чем это вызван этот спрос, кто становится стратегом компании и какие бывают стратегии, журналист «Коммерсанта» беседует с широко известным бизнес-консультантом Мариной Кияновой.

Коммерсант: Марина Кимовна, с чем же связана нынешняя популярность стратегического планирования?

Марина Киянова: Она вполне закономерна. Сейчас множество фирм подходят к порогу своего 10-15-летия. Они сталкиваются с проблемой исчерпанности ресурсов: временных, финансовых, но, чаще всего, интеллектуальных. Пример из недавней практики: компания, которая уже 15 лет на рынке, захватила все его возможные сегменты и воплотила все свои идеи. Развиваться экстенсивно уже не куда, поэтому для нее сейчас так актуален продукт под названием «поиск будущего».

Есть и еще одна причина популярности: бизнес сейчас куда более предсказуем, чем несколько лет назад, когда очень трудно было что-то прогнозировать даже на год вперед - так часто менялись законы и курс рубля.

К: А всегда ли фирме необходима собственная стратегия?

М.К.: Огромное число компаний не имеет своей осознанной стратегии, причем, их руководители убеждены в обратном. Они действуют в русле чужой стратегии, не осознавая того.

Стратег - только тот, кто управляет за пределами осязаемого ресурса, понимая, что неизбежно будет меняться вместе со своим бизнесом. Стратег включает себя в управленческое поле.

Стратегом был знаменитый авиаконструктор вертолета Игорь Сикорский. Когда он начал конструировать вертолет, над ним потешались, тогда вертолет считался никчемной игрушкой. Но когда через 20 лет потребность в производстве вертолетов в 6 раз превысила потребность в производстве самолетов, все поняли его гениальность.

Вообще фирм без стратегии не бывает, но она, как имидж, формируется либо осознанно, либо стихийно. Мы все существуем в рамках глобальных стратегий, которые не можем изменить. Но надо сказать, что единственная осознанная экономическая стратегия, которая воплощалась в России в последние 15 лет - это стратегия приватизации.

К: Может ли компания достичь большого успеха, действуя в рамках чужих стратегий?

М.К.: Да, если стратегия компании совекторна глобальной стратегии. Только в таких случаях нужно помнить, что движение паровоза вашего бизнеса, каким бы он ни был эффективным, направляете не вы.

Возьмем США после гражданской войны. Глобальная государственная стратегия понятна - создание мощного среднего класса, только на основе которого мог существовать американский капитализм. Для этого нужно было осваивать немалую территорию за Аппалачами. С этой целью первым переселенцам фактически бесплатно предоставляли там участки земли. Но исстари по этой территории перегоняли огромные стада скота из Техаса в Чикаго, и скоту, как и переселенцам, требовалась плодородная земля с растительностью и водопоем. Для разрешения этого противоречия была придумана колючая проволока, которая ограждала участки от стад. Фабрика, придумавшая и выпустившая колючую проволоку, достигла успеха. Так же, как и другая фабрика, которая изобрела рефрижераторы, благодаря которым скот не надо было перегонять в Чикаго: его забивали в Техасе и перевозили уже в виде мороженого мяса. И та, и другая фирма процвели, действуя в русле глобальной стратегии.

К: Что нужно, чтобы построить осознанную стратегию?

М.К.: В первую очередь стратег выстраивает персональную стратегию: «Я в моем бизнесе через 20 лет». При этом стратег не должен рассматривать себя на фоне других. Только выверив свою стратегию, он понимает, куда хочет развивать бизнес.

Персональная стратегия должна быть совекторна стратегии корпоративной и глобальной. Александр Македонский побеждал до тех пор, пока его личная стратегия соответствовала глобальной: духу народа, духу нации. Армия перестала понимать за что она воюет, очередная цель императора - Индия была ей непонятна и не нужна.

Нужно сказать, что современные руководители новых фирм, начитавшись книжек, нередко начинают сразу писать стратегии. Что, чаще всего, не получается: стратегию необходимо вынашивать как ребенка. В лучшем случае эти продвинутые руководители определят функциональные направления компании.

К: Кто должен разрабатывать стратегию фирмы: глава бизнеса, наемные топ-менеджеры или профессиональные бизнес-консультанты?

М.К.: В различных случаях по-разному. Скажу лишь, что людей со стратегическим мышлением всегда было мало, и попытки поставить стратегом человека тактического уровня всегда заканчивались крахом. Такие попытки были у Ивана Грозного, Петра I, Сталина. Понятно, почему правители всегда пытались это сделать: стратеги мешали, они развивались вместе с системой, а развивать систему мог только государь, и только он решал КУДА развиваться. Стратегическое мышление всегда основано на внутренней свободе, стратег не может подчиняться приказу извне, он сам вырабатывает стратегию своей жизни.

Современные директора тоже не всегда понимают, что их основная задача - разглядеть, сформировать и удержать элиту.

К: На чем легче всего споткнуться, разрабатывая и воплощая стратегию?

М.К.: Всегда довольно трудно поставить стратегическую цель, описав идеальное состояние бизнеса. Люди чаще всего отлично знают, чего они не хотят, но не знают, чего хотят. Например: «Я хочу, чтобы не падали продажи». Таким образом, человек обороняется от проблем, а оборона - это не стратегия, а тактика. Вообще лучший способ развалить стратегию конкурента - поставить ему вместо цели - задачи. Тогда он будет заниматься задачами, и на цели у него не хватит энергетики.

Еще очень важно правильно определить приоритетный вектор стратегии. Их четыре: рыночный, инновационный, финансовый и кадровый. Вектор стратегии не зависит от типа бизнеса и может впоследствии меняться. У «Хьюлетт Паккард» вектор менялся на протяжении развития компании: сначала стратегия была рыночной, затем - инновационной, теперь перешли на кадровую.

Следует помнить, что опасность таится в громкой декларации стратегии. Если ты стратегию задекларировал, будь готов обороняться.

И, наконец, проводя стратегию в жизнь, необходимо воплощать ее через психологию людей, ведь люди никогда не будут реализовывать то, чего не понимают. Поэтому, написав стратегию, нужно поработать над ее идеологией и психологией: стратегия побеждает в умах и в образах.

Визитная карточка Марины | Темы семинаров Марины | Видео с Мариной